Контрольно-кассовые машины откроют налоговым инспекторам «тайны бухгалтерии»

Если модели контрольно-кассовой техники, используемой на предприятии, были исключены из государственного реестра, сразу «перевооружать» организацию новыми устройствами не стоит. Эксплуатировать кассовые аппараты можно вплоть до истечения нормативного срока их амортизации (пункт 5 статьи 3 Федерального Закона № 54-ФЗ от 22 мая 2003 г.). Только после этого владелец кассового аппарата должен озадачиться вопросами приобретения нового. Но даже те фирмы, чья техника попала в Государственный реестр, не застрахованы от проблем, связанных с ее применением.

Например, практически в каждом магазине ежедневно случаются форс-мажорные ситуации. В частности, трудно представить себе торговую точку, у которой никогда не было перебоев с электропитанием. В спальных районах свет нередко отключают без предупреждения. Как поступить в таком случае продавцу, если касса чеки не печатает, а покупатели уже создали очередь? Когда ККМ действует только от сети в данном случае продолжить работу будет нельзя. Пункт 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ перечисляет случаи, в которых могут не применяться ККМ, но отсутствие электроэнергии в их число не входит. Специальный бланк строгой отчетности для таких ситуаций законом также не предусмотрен (письмо министерства финансов № 03-01-20/3-129 от 13 июля 2005 г.). Если перебои в подаче электричества случаются систематически, лучше всего использовать контрольно-кассовую машину со встроенным аккумулятором, так что лучше подстраховаться, тем более, подобная техника не так дорого стоит (12 — 14 тыс. руб.). Ведь не соблюдая требования, предъявляемые к применению кассы, предприятие может подвергнуться существенному штрафу. Наказать фирму рублем могут сотрудники проверяющих ведомств, обнаружившие нарушения. Как правило, подобные ревизии входят в компетенцию налоговых инспекторов.

Наказание вслед за преступлением

Регламентирует порядок проведения контрольных мероприятий как федеральное, так и региональное законодательство. Основой для проверок является уже упоминавшийся ранее Федеральный Закон № 54-ФЗ. Тем не менее, в Москве действует также приказ Управления министерства по налогам и сборам по г. Москве № 189 от 29 июня 2004 г, согласно которому инспекторы должны проконтролировать полноту учета выручки, а также внимательно изучить документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники организациями. В рамках этого они вправе затребовать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок. Также в обязанности ревизоров входит контроль выдачи кассовых чеков (статья 7 Закона № 54-ФЗ). При нарушениях требований, предъявляемых к эксплуатации ККМ, налоговики могут наложить на фирму административное взыскание. Штраф положен за продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг организациями и индивидуальными предпринимателями в случае неприменения контрольно-кассовой техники. Для граждан (продавцов и индивидуальных предпринимателей) он составит 1.5-2 тысяч рублей, для должностных лиц 3-4 тысячи рублей (статья 14.5 Кодекса административных правонарушений). Само предприятие за нарушение правил использования контрольно-кассовой техникой отдаст в казну от 30 до 40 тысяч рублей.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда, налоговые инспекторы вправе налагать штрафы только в случаях, подпадающих под определение «нарушение». В этот перечень входят ситуации, когда кассовый аппарат:

  • фактически не используется или отсутствует;
  • не зарегистрирован в соответствующей инспекции Федеральной налоговой службы;
  • не включен в Государственный реестр;
  • используется без фискальной памяти, в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком;
  • работает с поврежденной пломбой или она отсутствует.

Замыкают список нарушений действия продавца, пробивающего чек с указанием суммы, меньшей, чем та, которую уплатил покупатель (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда № 16 от 31 июля 2003 г.).

ЦТО: полный технический осмотр

При возникновении любой неисправности кассовых аппаратов, плановой замене ЭКЛЗ и в ряде других случаев следует обращаться за помощью в специализированные организации – Центры технического обслуживания, аккредитованные производителями кассовых аппаратов. Об этом говорится в Положении о порядке продажи, техобслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин (приложение к письму Госудратсвенной налоговой службы № ЮБ-6-14/276 от 16 мая 1995 г.). Когда владелец ККТ может обращаться в ЦТО, указывается в договоре. Вообще такие устройства должны проходить проверку исправности в Центрах технического обслуживания ежегодно, в январе — феврале — об этом говорит Положение по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением (утверждено постановлением правительства № 904 от 7 августа 1998 г.). В случае повреждения специалисты оценят необходимость и предполагаемую стоимость ремонта. Если он невозможен или нецелесообразен по причине высоких затрат, экспертная комиссия Центра составит акт технического заключения. В нем должно быть отражено, что в проведении ремонта отсутствует смысл и насколько вероятно получение отчетов по фискальным данным. На основании этого акта и заявления о снятии контрольно-кассового аппарата с учета налоговый инспектор принимает решение о его дальнейшей «судьбе». При краже или утере техники нужно представить справку из органов внутренних дел о произошедшем обстоятельстве.

Однако не всегда специалисты ЦТО просто обслуживают кассы. Иногда они активно содействуют организации скрывать прибыль. По крайней мере, об этом свидетельствуют результаты проверок, проведенных Управления Федеральной налоговой службы г. Если кассовый аппарат опломбирован и целостность пломб не нарушена, но налоговики зафиксировали факт «коррекции» сведений, хранящихся в фискальной памяти ККТ, это означает только одно – специалист Центра технического обслуживания находится в преступном сговоре с пользователем устройства. Как правило, нечистых на руку сотрудников обычно просто увольняют.

Нельзя сказать, что определенная модель ККМ более доступна для корректировки фискальных данных. Установить устройство, позволяющее скрывать реальную выручку пользователей контрольно-кассовой техники, можно на любую кассу. Это стало понятно при проведении оперативных проверок, отметил старший инспектор отдела оперативного контроля и применения контрольно-кассовых машин Управления Федеральной Налоговой Службы по г. Москве Владислав Чернышев: «В 2010 году инспекторы выявили массу случаев отключения сменных накопителей фискальной памяти. При этом в 40 эпизодах кассовые аппараты были опломбированы Центрами технического обслуживания. В настоящее время известно 20 ЦТО, причастных к таким нарушениям. Столичное УФНС направило в адрес руководства ГУВД г. Москвы письмо с предложением провести совместные проверки выполнения пользователями касс и специализированными центрами требований Федерального Закона № 54-ФЗ.

Правила обслуживания ужесточат

В будущем столичное налоговое управление рассчитывает проводить ревизии, нацеленные на соблюдение правил пользования кассовыми аппаратами сразу по всем торговым точкам одной фирмы одновременно. В случае обнаружения нарушений каждое из мест будет оштрафовано. Чтобы снизить вероятность несанкционированного доступа к информации, хранящейся в фискальной памяти контрольно-кассовых машин, при вводе их в эксплуатацию и при проведении технического обслуживания следует опломбировать не только корпус аппарата, но и постоянное запоминающее устройство. Тем временем сегодня уже разработаны и утверждены документы, призванные навести порядок в сфере обслуживания и применения кассовой техники. Это типовой договор, требования к ЦТО, порядок аккредитации организации, а также методика расчета отпускных цен на выполнение работ по технической поддержке ККТ. Центры технического обслуживания, которые ведут себя недобросовестно и бросают тень на остальных, лишаются аккредитации. Упорядочить учет специалистов, осуществляющих техническое обслуживание контрольно-кассовой техники в столице, сможет введение в действие особых служебных удостоверений, считают эксперты. Это должно повысить персональную ответственность работников московских ЦТО за правовые нарушения. Предполагаемые меры позволят избавиться от недобросовестных специалистов, не являющихся сотрудниками Центров, и не допустят их к ремонту и техническому обслуживанию кассовых аппаратов.

Бумажная волокита облегчит работу

Если фирма использует в своей деятельности кассовые аппараты, в бухгалтерии хранится масса сопутствующей документации. В первую очередь у каждой кассы должна быть карточка регистрации. Ее выдают в налоговой инспекции под роспись доверенному лицу владельца. Это свидетельство всегда должно находиться в организации — нередко копии карточек необходимы при получении торговым предприятием различных разрешений и лицензий. Другой документ, необходимый для работы с ККМ на предприятии, – Книга кассира-операциониста. Порядок ее ведения определяют Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин (утверждены письмом министерства финансов № 104 от 30 августа 1993 г.). Книгу следует завести либо для одного кассового аппарата либо на группу устройств. Ведением документа занимаются кассиры, которые делают в ней все необходимые для работы записи. Книга должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена печатями и может храниться только рядом с ККМ. Инспекторы первым делом изучают эту книгу, поскольку в ней содержится информация обо всех проведенных операциях.

Журнал учета вызова технических специалистов – документ, необходимый для регистрации сбоев в работе контрольно-кассовых машин на торговом предприятии. В нем кассиры и специалисты ЦТО ставят отметки о возникших неполадках в работе. Анализ записей в журнале учета позволяет решать проблемы в случае споров между ЦТО и обслуживаемой им организацией. При смене ЭКЛЗ или при отправке кассы в ремонт необходимо пригласить кассира, представителя администрации фирмы, специалиста Центра технического обслуживания, а также работника налоговой инспекции; они заполняют и подписывают акт установленной формы. Одной из его особенностей является то, что они подписывают документ без использования печати. Всем присутствующим достается по одному экземпляру. В момент написания акта касса закрывается.

Оформляем кассовую технику в ИФНС

Для регистрации контрольно-кассовой техники ее владельцу необходимо представить в налоговую инспекцию довольно объемный комплект документов. Это заявление о постановке на учет, свидетельство о регистрации организации или индивидуального предпринимателя (с копией), свидетельство о присвоении ИНН (с копией). Кроме того, потребуются договоры аренды и обслуживания, заключённый с ЦТО (с копиями), журналы кассира-операциониста и вызова технических специалистов, паспорт на аппарат и на ЭКЛЗ, а также паспорт версии с дополнительным листом (копией). Инспектор вправе отказать в постановке на учет, если ККТ не включена в действующий реестр. Также фирма получит отказ в регистрации, если отсутствуют/неправильно заполнены необходимые документы, либо к организации имеются налоговые претензии.

4 комментария к записи “Контрольно-кассовые машины откроют налоговым инспекторам «тайны бухгалтерии»”

  1. Александр:

    Я Предприниматель-упрощенная схема налогообложения.Доход 50000 т.руб.год. Кассовый аппарат у нас в г.Черкесске стоит 11000т.руб ежемесячный платёж 250руб. Включать я его буду 4 раза в год, что-бы выбить 4-чека. для меня обслуживание в 250 руб в месяц дорого.Можно ли кассовый аппарат брать на время регистрировать, пробивать чеки, и тут-же его снимать с учёта и сдавать обратно в магазин? Или какие варианты ещё существуют Что-бы финансовое положение не ухудшалось. за 4 кусочка бумаги отдавать 3000т.руб для меня дорого! А ещё надо на что-то жить. Можно ли зарегистрировать сделку в налоговой инспекции и обойтись без аппарата.

    • admin:

      Здравствуйте, Александр. В российском законодательстве нет положения, которое бы говорило об ипользовании кассовых аппаратов в зависимотси от частоты провода по ним наличных деежных средств — с точки зрения налоговиков, если Вы используете кассовый аппарат по многу раз за день (как, например, в магазине) или хотя бы раз в год, кассу всё равно надо использовать. Очевидно, эксплуатация кассы для Вас стоит дорого — попробуйте проводить деньги безналом, чтобы Ваши клиенты платили переводами через банк, со своего счёта на Ваш, тогда кассовый аппарат использовать не надо. Также можно перейти на ЕНВД — если деятельность, которой Вы занимаетесь, в данном регионе под него подпадает. При ЕНВД в определённых случаях можно кассу вообще не использовать, выдавая клиенту специальные документы вместо чеков.

      Предложенный Вами вариант не противоречит законодательству, но в данном случае Вы будете тратить значительно больше, чем тратите на обслуживания ККМ сейчас, поскольку при каждой новой постановке её на учёт (как мы понимаем, 4 раза в год) специалист Центра технического обслуживания будет встраивать в кассу новый блок памяти, т. н. ЭКЛЗ, стоимость которого находится в районе 10 000 рублей, то есть таким образом Вы фактически будете покупать по 4 аппарата в год для одного пробития чека! Устанавливать новый блок ЭКЛЗ при каждой новой постановке на учёт в налоговой требует закон — иначе налоговая просто на учёт ККМ не поставит. Для справки — стоимость аппарата почти полностью определяется стоимостью данного блока + несколько тысяч сверху. Т. о., касса у Вас будет действительно одна, но за каждую такую операцию (которая называется фискализацие кассового аппарата) Вы будете платить фактически цену новой кассы. Очевидно, что такой вариант невозможен. По поводу регистрации в налоговой Вам лучше уточнить у них самих, поскольку наш опыт покзывает, что даже по одному и тому же впросу налоговые инспекции зачастую руководствуются разными соображениями.

      С Уважением, Администрация сайта

  2. Ирина:

    Здравствуйте.
    Мы «ООО» — упрощенная система нолообложения.
    Сегодня истек срок амортизации ККМ — 7 лет, он исключен из Госреестра.
    Подскажите можем ли мы продолжать использовать ККМ и внесены ли поправки в ст.3 Закона о ККМ

    «Контрольно-кассовую технику предлагается использовать не более 10 лет после исключения из Госреестра
    Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал принять во втором чтении поправки в статью 3 Закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Они устанавливают максимальный срок эксплуатации ККТ в случае ее исключения из Государственного реестра равным 10 годам.»

    • admin:

      Здравствуйте, Ирина. Нет, такие поправки не были приняты, и на сегодняшний день кассовый аппарат, исключённый из Государственного реестра ККТ, необходимо перестать использовать. В противном случае налоговая инспекция предъявит Вам административное правонарушение.

      С Уважением, Администрация сайта

Оставить комментарий

Архивы